Хронология якутской статистики
Якутский областной статистический комитет был создан в г. Якутске 23 сентября 1853 г. по предписанию председателя совета Главного управления Восточной Сибири от 28 июля 1853 г. № 951. Председателем Комитета был назначен Якутский гражданский губернатор, действительный статский советник К.Н.Григорьев. Сибирское отделение Императорского Русского Географического общества прислало программу, в которой требовались данные о населении, разделении жителей по званиям, занятиям, языкам, по полу и возрасту, о движении населения, рождаемости и смертности, а также о причинах смертности, господствующих болезнях, зависящих от местных причин, жилище, образе жизни и нравах. Программа кроме этого содержала разделы: местность, жители, образованность, промышленность, управление. Она стала базовой для сбора и систематизации статистических данных и для основного содержания ежегодно издаваемого обобщенного труда Якутского статистического комитета в виде «Обзоров Якутской области» и «Памятных книжек».
Таким образом, Статистическим комитетом Якутской области с 1853 г. был начат системный сбор научных, экономико-статистических данных о Якутской губернии. Статистическим комитетом были осуществлены перепись населения области за 1897 г., а также земельная и городская переписи 1917 г. В статистическое научное изучение Якутии много труда и сил вложили политические ссыльные. Их личное участие и труды обогатили содержание «Обзоров Якутской области» и «Памятных книжек». В работе статистического комитета Якутской области был перерыв с 1918 до 1920 гг., вызванный боевыми действиями гражданской войны.
Подписанное В.И.Лениным 25 июля 1918г. «Положение о Государственной статистике», явилось началом создания советской государственной статистики. В соответствии с "Положением" было создано Центральное статистическое управление. В связи с его образованием появилась необходимость в создании широкой сети централизованных статистических органов на местах, согласно опубликованному в № 200 «Известий» ВЦИК от 3 сентября 1918 г. «Положения об организации местных статистических учреждений».
В связи с удаленностью губерний Сибири от центра постановлением Сибревкома от 7 марта 1920 г. было учреждено Сибирское Статистическое управление. Этим же постановлением было утверждено «Положение об управлении Государственной статистикой в Сибири». Сибревком и Сибирское Статуправление 11 марта 1920 г. разослали циркулярное письмо всем Губревкомам и Губстатбюро с предложением немедленно приступить к организации государственной статистики на местах. Однако, только в июне 1920 г. Якутский райревком рассмотрел вопрос о создании органа государственной статистики в Якутии, остановившись на типе уездного бюро, подчиненного Иркутскому Губстатбюро. Таким образом, 10 июля 1920 года было создано Якутское районное статистическое бюро. Заведовать райстатбюро был приглашен Феодор Лукич Швец.
С 10 сентября 1920 г. в связи с утверждением Якутии губернией Якутское райстатбюро было переименовано вГубстатбюро. В январе 1921 г. было организовано уездное бюро в Олекминске, а в апреле - в Вилюйске, но отсутствие инструкций по текущей сельскохозяйственной статистике не дали возможности развить работу по созданию сети волостных статистиков. В марте 1921 г. Губстатбюро произвело по заданию ЦСУ учет служащих в советских учреждениях. К маю 1921 г. был закончен список населенных мест губернии, составленных на основе переписи 1921 г. В связи с предполагаемым проведением Всероссийской переписи, а также с задачей реорганизации Губстатбюро и инструктирования работников по проведению текущей работы, в г.Якутск прибыл уполномоченный Сибирского статистического управления Вениамин Диамидович Халдеев, назначенный приказом Губревкома, заведущим Губстатбюро. Халдеев начал реорганизацию Губстатбюро, привлекая в него квалифицированные кадры. Для ознакомления населения с задачами государственной статистики в местной газете была опубликована статья «Местные органы Государственной статистики и их задачи»». К августу 1921 года расширилась сеть волостных статистиков. К этому времени такая должность имелась: в шести волостях из 16 в Якутском уезде, в пяти из 8 в Олекминском уезде, и в восьми из 8 в Вилюйском уезде.
По плану реорганизации Губстатбюро были образованы секции текущей сельскохозяйственной статистики, демографии, народного образования, труда и промышленности, экономической статистики, народного здравия, а в ноябре дополнительно были организованы земельная и военная секции.
Одновременно, с образованием в апреле 1922 г. Якутской АССР, создавались различные наркоматы и Якутское Губстатбюро, с 1 июня стало функционировать под наименованием отдела статистики Наркомата внутренних дел ЯАССР. Однако, осенью было принято «Положение о Статистическом управлении Якутской АССР», в котором утверждалось, что ведение статистики в ЯАССР возлагается на Статистическое управление, являющееся «органом, представляющим для Якутской АССР ЦСУ в осуществлении его функций как по согласованию действующих положений о Государственной статистике, так и общегосударственных программ статистических исследований и планов разработки с нуждами и особенностями местного края, а также в объединении и сводке результатов деятельности местных статистических учреждений». Естественно, что Статуправление претерпело некоторые структурные изменения. К ноябрю 1922 г. оно имело следующие отделы: текущей сельскохозяйственной статистики, демографии, труда, промышленности и промыслов, земледельческих хозяйств, экономический, общий. Работа по статистике народного образования с момента создания Комиссариата Просвещения были переданы ему. Статистика народного здравия велась в Комиссариате здравоохранения. Статистика кооперативов была объединена в статистическом столе респотребсоюза "Холбос".
Личный состав Статуправления к тому времени состоял из 24-х работников: 1 управляющего, 5 зав.отделами, 2 статистиков, 14 счетчиков и других работников. Кроме того, были уполномоченные по Вилюйскому, Олекминскому и Ленскому округам, а также более 170 волостных статистиков и добровольных корреспондентов. Деятельность Статуправления со дня образования Якутской АССР до конца 1922 г. отразилась прежде всего в публикации итогов сельскохозяйственной переписи 1917 г. Затем, по мере развертывания работ, выполнены ряд заданий ЦСУ. Основные из них заключались в наблюдении за состоянием урожая зерновых и трав в 1921 и 1922 гг., исчислении шкалы урожайности за 10-летие по данным переписи 1917 г. и Якутского областного статкомитета, бюджетном обследовании, обследовании питания городского и сельского населения, обследовании кооперативных организаций, состояния советских учреждений, промышленных предприятий, регистрации съездов и конференций, обследовании школьных и дошкольных учреждений, разработке материалов естественного движения населения, 10-%-ной сельскохозяйственной переписи, обследовании стойлового содержания. Статуправление, несмотря на все трудности того времени, проделало большую работу по расширению и укреплению сети органов госстатистики, производило сбор и разработку статистических данных, характеризующих состояние населения, условий жизни и народного хозяйства.
17 декабря 1926 года все население страны, в том числе и Якутии, впервые после Октябрьской революции охватила Всесоюзная перепись населения, в ходе которой впервые были подробно изучены семья, грамотность и этнографический состав населения.
В 1932 г. Статуправление было реорганизовано в Управление народно-хозяйственного учета ЯАССР. В 1934 г. для укрепления районных и городских органов народнохозяйственного учета и улучшения государственной статистики сельской и городской местности была организована работа специальных участковых инспекторов, что стало первичным звеном централизованной системы народнохозяйственного учета.
Всесоюзная перепись населения 1937 года проводилась в тяжелый для нашей страны период. К этой работе привлекались сотни тысяч людей, предшествовала большая подготовительная работа. Проведена она была полностью по программе. Однако итоги так и не были опубликованы - их признали дефектными. Пропал труд многих сотен людей, зря истрачены миллионы рублей.
17 января 1939 года была проведена новая внеплановая перепись населения, которая дала «правильные» результаты. Тем не менее, они так и не были опубликованы, ее организация была признана неудовлетворительной. В этой переписи впервые были применены специальные меры для повышения точности счета населения. Ее краткие итоги публиковались в 1939-1940 гг., однако начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов.
Период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) для государственной статистики характерен существенным изменением программы работ, методов наблюдения и разработок статистических материалов, оперативности их выдачи. Важное место было отведено учету урожая, состоянию животноводства, учету государственных закупок, тракторного и автомобильного парка, трудовых ресурсов. В первые же дни войны Правительство поставило перед государственной статистикой задачу проводить переписи и представлять их итоги в течение нескольких дней. Как правило, устанавливали срок на весь комплекс мероприятий и работ, связанных с подготовкой, проведением и представлением итогов переписей, от 7 до 15 дней, редко - до 1 месяца. Было проведено около ста срочных переписей и учетов по разным вопросам. Статистические органы с поставленной задачей справились с честью.
В 1941 г. Управление народнохозяйственного учета ЯАССР СУНХУ было переименовано в Статистическое управление ЯАССР. В октябре 1944 г. Управление статистики вошло в состав аппарата Уполномоченного Союзгосплана, затем приказом от 1 ноября 1948 г. по аппарату Уполномоченного Союзгосплана Управление статистики было реорганизовано в Статистическое управление ЯАССР.
С 1957 г. начинается новый этап развития органов государственной статистики. По решению Правительства отчетность по промышленности, капитальному строительству, сельскому хозяйству и заготовкам была централизована, что дало возможность осуществить механизированную обработку данных, сократить и упростить учет и отчетность. Централизация отчетности потребовала значительного улучшения механизированной обработки статистических данных. В связи с этим в 1957 году при Статуправлении ЯАССР была организована Машиносчетная станция (МСС). Ее задачей было своевременное обеспечение статистическими материалами Обком, Совмин, Совнархоз и Облплан. Машиносчетная станция разрабатывала текущую и квартальную отчетность по промышленности и капитальному строительству, производила счетные работы по материалам сельского хозяйства, культуры, населению, здравоохранению, труду и торговле. Парк счетно-вычислительных машин МСС был невелик - всего 16 машин. Машины все были импортные, дорогостоящие. Ими обрабатывались статистические материалы. Это были суммирующие машины АЕС, суммирующая машина АС «Рейнметалл 56286», счетно-вычислительная машина "Мерседес - Эвклид", вычислительная машина «КЕЛ 2 ЦР Рейнметалл», счетная машина полуавтомат «Рейнметалл 70165».
Важным событием было проведение Всесоюзной переписи населения 1959 г. В нашей республике перепись населения была проведена досрочно, организованно, без нарушений инструкций.
В марте 1962 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который признал необходимым коренным образом перестроить управление сельским хозяйством, которые бы занимались планированием, осуществляли систематический контроль за состоянием производства и заготовками сельхозпродуктов. На основании решений Пленума в ЯАССР было организовано 6 территориально-производственных совхозно-колхозных управлений.
В связи с этим 25 мая 1962 г. на базе районных инспектур госстатистики Верхоянского, Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Оймяконского, Чурапчинского и Якутского (сельского) районов было создано 6 межрайонных инспектур госстатистики - Приленская, Заречная, Чурапчинская, Вилюйская, Колымо-Индигирская и Северная. В дальнейшем (с 29 августа) они стали именоваться территориальными инспектурами.
Приленская территориальная инспектура госстатистики включала следующие райинспектуры: Олекминскую, Ленскую, Орджоникидзевскую, Намскую, Горную, Мирнинскую, Кобяйскую и Якутскую горинспектуру.
Вилюйская территориальная инспектура госстатистики - Сунтарскую, Нюрбинскую, Верхневилюйскую, Вилюйскую райинспектуры.
Заречная территориальная инспектура госстатистики - Мегино-Кангаласскуя, Усть-Алданскую, Алданскую и Тимптонскую райинспектуры.
Чурапчинская территориальная инспектура госстатистики - Чурапчинскую, Таттинскую, Амгинскую, Усть-Майскую райинспектуры.
Колымо-Индигирская территориальная инспектура госстатистики - Томпонскую, Оймяконскую, Момскую, Верхнеколымскую, Среднеколымскую, Нижнеколымскую, Аллаиховскую, Абыйскую райинспектуры.
Северная территориальная инспектура госстатистики - Верхоянскую, Саккырырскую, Булунскую, Жиганскую, Анабарскую, Оленекскую райинспектуры.
В январе 1965 г. в связи с изменением, происшедшим в административно-территориальном делении ЯАССР и разукрупнением производственных управлений сельского хозяйства, территориальные инспектуры были реорганизованы и упразднены. На их месте возникли районные инспектуры.
В 1966 г. Машиносчетная станция вновь несколько расширилась, в связи с организацией филиала, расположившегося в институте космофизики, также был создан копировально-множительный сектор. Станция впервые в этом году выполнила план механизированных работ, стала рентабельной.
Всесоюзная перепись населения 1970 г. поставила перед статистиками принципиально новую форму организации работ. Впервые программой переписи, был введен сплошной и выборочный метод опроса населения. Вопросы сплошной переписи - традиционно-демографические, задавались всему населению, а выборочные - социально-экономические – 25 процентам ее части. Развитие электронно-вычислительной техники требовало иной подготовки данных не в виде перфокарт, а на обработочном бланке. Был создан отдел из шифровальщиков и графитожистов, переносившие зашифрованные данные из переписных листов на обработочные бланки в виде меток. Перепись населения была проведена в установленные сроки при строгом соблюдении инструкций и методологических указаний.
В1971 году Статистическое управление ЯАССР приступило к организации сети машиносчетных станций. Был составлен перспективный план комплексного развития вычислительной системы по ЯАССР и поставлена задача приступить к созданию автоматизированной системы государственной статистики (САСГС). 1 августа 1974 г. на базе Машиносчетной станции создан Вычислительный центр Статуправления ЯАССР, оснащенный дополнительно ЭВМ "Минск-32". В подчинении Вычислительного центра находились: Мегино-Кангаласская, Олекминская, Орджоникидзевская и Намская машино-счетные станции. На базе объединения районных машиносчетных станций и райинспектур госстатистики с 1 марта 1975 г. были организованы Олекминская и Мегино-Кангаласская районные информационно-вычислительные станции. Районная информационно-вычислительная станция выполняла функции инспектуры госстатистики и машиносчетной станции. Работникам Олекминской и Мегино-Кангаласской районных информационно-вычислительных станций выпала честь быть первыми в деле создания первой ступени автоматизированной системы государственной статистики в нашей республике. В целях улучшения, ускорения и повышения достоверности отчетных данных районных инспектур государственной статистики, была устанавлена прямая телетайпная связь районных инспектур со Статуправлением. В 1975 г. вычислительная система Статуправления имела 1 Вычислительный Центр, 3 районных информационно-вычислительных станций (РИВС) и 1 районную машиносчетную станцию. Система была оснащена парком вычислительных перфорационных машин (2 комплекса) и клавишных машин в количестве 176 единиц. Здесь работало 155 человек. В 1976 г. расширилось применение бухгалтерских машин "Аскота - 170/55". Вычислительный центр с помощью "Аскоты - 170/55" обрабатывал 31 форму статистической отчетности. Численность работников по состоянию на 1 января 1977 г. составила 564 человека. Рост численности связан с организацией машиносчетных станций в районах, а также с преобразованием некоторых машиносчетных станций в районные информационно-вычислительные станции.
При помощи советских, партийных органов и общественных организаций на территории ЯАССР в 1979 г. успешно была выполнена большая и сложная работа по проведению Всесоюзной переписи населения, обеспечено досрочное завершение подготовки материалов переписи населения к механизированной разработке. Всесоюзная перепись населения была проведена на высоком организационном уровне в установленные сроки.
В том же году было начато техническое перевооружение Вычислительного центра. С этого года началась эксплуатация ЭВМ "ЕС-1022", дополнительно введены в 1983-1984 гг. две ЭВМ "М-5100". Машины класса "Аскота" заменялись Мини-ЭВМ типа "Роботрон-1720". Развивалась техническая база службы подготовки носителей: "Роботрон-1373", "ЕС-9004" и т.д. На конец 1980 г. вычислительная система Статуправления состояла из 14 установок. По сравнению с 1975 г. общий объем работ 1980 года по системе возрос почти в 4 раза, по Вычислительному центру - в 3 раза, по районным станциям - почти в 6 раз. Вычислительной системой Статуправления обслуживались 202 предприятия республики. С помощью вычислительных перфорационных, клавишных и бухгалтерских машин обрабатывались 284 формы статотчетности, на ЭВМ "Минск-32" велась обработка 18 крупных комплексов электронной информации по статистике промышленности, новой технике, транспорта, материально-технического снабжения, труда и зарплаты, жилищно-коммунального хозяйства. С созданием в апреле 1982 г. Бюро подготовки технических носителей в целом сократились ошибки перфорации, повысилась оперативность подготовки технических носителей.
Вычислительный центр Статуправления ЯАССР добился ощутимых положительных результатов по улучшению качественного состава кадров. На 1.01.1981 г. штат Вычислительного центра составлял 247 человек, из них с высшим образованием - 66.
В целях дальнейшего совершенствования информационно-вычислительного обслуживания и обеспечения единой системы управления организациями вычислительной сети в 1984 году было создано Якутское объединение Статистического управления ЯАССР по информационно-вычислительному обслуживанию ("Якутмашининформ") на базе Вычислительного центра Статуправления ЯАССР. С 1 октября 1986г. районные (городские) инспектуры государственной статистики Статуправления ЯАССР преобразованы в районные (городские) информационно-вычислительные отделы (бюро) Государственной статистики.
С 1986 года начался новый этап технического оснащения информационно-вычислительного производства. Поступила и введена в эксплуатацию современная высокопроизводительная ЭВМ "ЕС-1035".
17 июля 1987 года вышло в свет Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 822 «О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране» с программой действий органов государственной статистики по совершенствованию экономического анализа и статистической информации; упорядочению отчетности и обеспечению ее достоверности, расширению гласности статистики; реорганизации и повышению роли статистических органов.
В практике государственной статистики появились новые виды оперативных работ: экспресс-информации, пресс-выпуски, регулярные краткие издания по важнейшим социально-экономическим вопросам, которые оперативно доводятся до руководства республики.
1 октября 1987 г. Статистическое управление ЯАССР переименовано в Якутское республиканское управление статистики. Управление одним из первых в Дальневосточном регионе внедрило АРМ экономиста (автоматизированное рабочее место экономиста). Массовое поступление в 1988-1990 гг. ПП ЭВМ "ЕС-1840, 41", "Роботрон-1715" и других дало возможность за счет их применения в обработке статистической информации существенно сократить затраты труда, тем самым высвободить экономистов отделов анализа подготовки и выпуска для ведения более глубокой аналитической и проверочной работы, сократить затраты на обработку по сравнению с ЭВМ общего назначения, существенно сократить сроки выработки, повысить достоверность выходной информации
Одним из общегосударственных дел было проведение Всесоюзной переписи населения 1989 г. с привлечением многочисленных работников со стороны и с проведением большой подготовительной, организаторской работы. Перепись прошла на высоком уровне с охватом всего населения республики.
По состоянию на 1 января 1990 года Якутским республиканским управлением статистики обслуживалось по прямым хоздоговорам 358 предприятий и организаций республики. В связи с развитием ПП - компьютерной техники и приобретением ее предприятиями и организациями в системе Якутского республиканского управления статистики получили новое развитие такие формы обслуживания заказчиков, как разработка и внедрение программных средств для имеющейся у них техники, курсы обучения пользователей работе на профессиональных персональных компьютерах.
19 января 1992 г. Указом Президента Республики Саха (Якутия) Якутское республиканское управление статистики реорганизовано в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике.
В 90-е годы прошлого столетия в связи с началом проведения в стране экономических реформ произошли коренные изменения в статистической деятельности. Изменилось содержание отслеживаемых статистикой процессов. Объектом наблюдения стала не плановая, централизованная и распределительная экономика, а переходная рыночная.
Изменились способы и формы работы. От сложного сплошного учета был сделан переход к несплошному и выборочным методам статистического наблюдения, в основе которых лежат цензы, переписи, экономические и социологические обследования.
По специальным методикам Госкомстата России стали производиться дорасчеты до полного круга отчитывающихся предприятий по отдельным показателям, характеризующим промышленное производство, товарооборот, производство услуг, капитальные вложения, объем грузоперевозок, общую численность работников, занятых в экономике и средств направленных на потребление и оплату труда.
В 1992-2011гг. в результате реализации государственных программ перехода Российской федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики была изменена действующая система статистических показателей, осуществлен переход к системе национальных счетов, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, бюджетной и банковской статистики, заложена основа статистического регистра, создана единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, модернизирована система сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации.
В 1994-1998 гг. был обеспечен переход на новый уровень организации статистических работ, основанный на применении персональной вычислительной техники. Это способствовало совершенствованию процессов сбора и обработки информации, изменению информационных потоков, возрастанию роли районных и городских органов государственной статистики в части сбора отчетности. В эти годы была осуществлена полная компьютеризация всех рабочих мест. Персональные ЭВМ были установлены во всех районных отделах, началась модернизация средств связи, телетайпы постепенно уступали место электронной почте.
Переход к рынку, а также провозглашение суверенитета республики и получение на этой основе определенной самостоятельности, создали предпосылки новому направлению деятельности - региональной статистике, официальный статус которой был закреплен документами:
- Указом Президента РС (Я) от 23.02.93 "О статистическом учете в условиях перехода к рыночным отношениям в Республике Саха (Якутия).
- Постановлением Правительства РС (Я) от 20.02.93 "О реформировании работы Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по статистике.
Указом Президента РС (Я) от 23.02.93 статорганам предоставлено право требовать и получать от всех без исключения хозяйствующих субъектов статистическую отчетность как федеральную, так и региональную.
Закреплено право применять на территории Республики Саха (Якутия) Закон Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статотчетности, а также дополнительно к нему дано право применять такой действенный рычаг как приостановление всех финансовых операций по счетам в банках в отношении злостных нарушителей.
Постановлением Правительства РС (Я) от 20.02.93 определены новые направления деятельности органов статистики.
Впервые, начиная с 1993 года, Правительством Республики Госкомстату Республики Саха (Якутия) стал ежегодно утверждаться "Государственный заказ по информационному обеспечению органов государственной власти", который был сориентирован на решение задач прежде всего республиканской статистики, заключающейся в сборе и анализе макроэкономической информации, реализацию республиканских программ социально-экономического развития, инвестиционной и финансовой политики, ценообразования, формирования структур рыночной экономики, межрегиональные экономические связи, результат внешнеэкономической деятельности, завоз грузов, выделение и использование централизованных кредитных ресурсов, проведение социальной политики и некоторые другие процессы и удовлетворяющей потребностям органов государственной власти.
В целях укрепления правовой основы деятельности Комитета в области региональной статистики во исполнение Указа Президента РС (Я) от 4 ноября 1999 года "О совершенствовании статистического учета и системы информационного обеспечения органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» Правительством Республики Саха (Якутия) постановлением от 21 февраля 2000 года была утверждена республиканская целевая программа «Реформирование статистической деятельности на территории Республики Саха (Якутия) в 2000-2003 годах". Основные приоритетные направления программы включают:
- переход на электронные способы представления статистической отчетности в режиме "предприятие - улусный (городской) орган государственной статистики - Государственный комитет Республики Саха (Якутия)";
- создание на единой методологической и технологической основе информационных баз данных на уровне "предприятие - улус (город) - республика";
- организацию выполнения запросов для удовлетворения потребностей органов государственной власти всех уровней в экономико-статистической информации прямым доступом к информационным базам данных на договорной основе;
- модернизацию технический и программно-технологической базы органов государственной статистики.
Начало 21 века ознаменовалось для российской статистики принципиальными событиями. Прежде всего, в этот период были заложены единые основы осуществления официального статистического учета, которые были установлены Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», принятым 29 ноября 2007 года.
Основным документом, обеспечивающим реализацию правовых основ, установленных указанным Законом по формированию субъектами официального статистического учета официальной статистической информации, является Федеральный план статистических работ. Информационные статистические ресурсы федерального уровня в нашей республике ежегодно формируются на базе более 250 форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым централизованы в органах государственной статистики, на основании которых выполняются более 450 работ (без учета периодичности).
Почти четверть века в республике осуществляет свою деятельность региональная статистика, которая решает задачу создания информационной основы в деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов власти, является фундаментом для индикативного управления социально-экономическим развитием в Республике Саха (Якутия)..
Формирование статистической информации для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия) Государственным заказом на проведение республиканских специализированных наблюдений, согласно которому осуществляются сбор и обработка более 50 форм, учитывающих специфику и особенности нашего региона. Основанием для утверждения Госзаказа служит Государственная программа «Региональная экономическая политика Республики Саха (Якутия) на 2012-2019гг.), утвержденная Указом Президенты Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 975, включающая подпрограмму «Информационно-аналитическое обеспечение, мониторинг и прогнозирование экономики».
Исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) предоставляется полный перечень экономико-статистической информации.
Саха(Якутия)стат проводит реализацию Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.
На Интернет-сайте Саха(Якутия)стата оперативно размещаются электронные версии официальных публикаций, сведения об имеющихся информационных ресурсах, которыми располагает территориальный орган, о выпущенных информационных материалах. В открытом бесплатном доступе размещается срочная информация по актуальным вопросам.
Для удобства респондентов на Интернет-портале Саха(Якутия)стата реализован ряд интерактивных электронных сервисов, позволяющих получить перечень форм статистической отчетности, определить свой код ОКПО, зарегистрироваться в системе электронной отчетности, оформить подписку на статистические издания и др.
Рост числа пользователей сети Интернет способствовал популяризации статистической информации.
Саха(Якутия)стат из года в год расширяет спектр доступной всем информации. Каталог изданий и информационно-статистических услуг содержит более 100 наименований. Ежегодно выпускается около 60 докладов и записок, более 600 статистических сборников и бюллетеней, свыше 280 экспресс-информаций различной периодичности.
В 2004 году было создано Централизованное хранилище данных (ЦХД) показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), для повышения эффективности работы органов государственного управления и органов власти муниципальных образований. Пользователями ЦХД являются органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
С января 2017 года с использованием ЦХД в сервисе «Личный кабинет» на официальном сайте Саха(Якутия)стата для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) были открыты Web-страницы по статистической информации «Мониторинг основных показателей Республики Саха (Якутия)» и «Мониторинг основных показателей экономики районов (городов) Республики Саха (Якутия)».
В целях совершенствования информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Саха(Якутия)статом ведется работа по формированию статистической информации в разрезе муниципальных образований в «Информационно-аналитической системе Саха (Якутия)стата (ИАС).
В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» и «Концепцией развития ИВС Росстата на 2011-2017 годы» в Саха(Якутия)стате внедряется электронный сбор статистической отчетности». Растет значение целевого индикатора доли отчетности, представляемой в электронном виде по крупным и средним организациям: если в 2010 году данный показатель составлял 24,1%, то в 2016 году уже более 60%.
В эти же годы во исполнение постановления Правительства РФ от 27 ноября 2010 года № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» были проведены Выборочные обследования: «Выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения»; «Выборочное наблюдение рациона питания населения»; «Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 1024-р и приказом Росстата от 11 августа 2004 года № 118 Комитет государственной статистики Республики Саха (Якутия) был преобразован в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (Саха(Якутия)стат).
За последние десятилетия Саха(Якутия)стат участвовал в таких крупномасштабных проектах федерального уровня как Всероссийские переписи населения 2002, 2010 и 2020 гг., Всероссийские сельскохозяйственные переписи 2006 и 2016 гг., сплошные обследования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011, 2016, 2021 гг., результаты которых были необходимы для экономического прогнозирования, определения политики в области занятости, информационного обеспечения науки и всего общества, создания других социальных программ, а также для выполнения функций органов государственной власти.
В течение 2001-2020 гг. специалисты Саха(Якутия)стата подготовили и выпустили восемь фундаментальных изданий: «Якутия ХХ век в зеркале статистики» (2001г.), «150 лет государственной статистики Якутии» (2003г.), «Руководитель наставник человек» (2004 г.), «Статистика-взгляд через столетия» (2008г.), «Якутия: Великая Отечественная в цифрах» (2010г.), «Судьбы, связанные со статистикой» (2010 г.),«Якутия. Качество жизни населения, 1913-2013 гг.» (2014г.), «Книга памяти. Помним, гордимся, славим» (2020 г.).
В Саха(Якутия)стате сложился коллектив высокого профессионального уровня, обладающий знаниями в области статистической методологии и практики.
Большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников и проведению занятий в рамках производственно-экономической учебы.
В Саха(Якутия)стате стало традицией ежегодное проведение конкурса, посвященного памяти заслуженного экономиста РСФСР, заслуженного работника народного хозяйства Якутской АССР, отличника статистического учета А.Т.Корниловой. С ее именем связано 12 лет развития статистики в республике. В период ее работы было построено здание, в котором в настоящее время размещается республиканский статистический орган. Обладая огромной эрудицией, компетентностью, деловитостью она была наставником плеяды полных желания творить и преданных делу статистиков.
Длительная история государственной статистики Якутии неразрывно связана с судьбами многих ветеранов, не один десяток лет прослуживших в ней, таких как Р.В. Арбатская, В.М. Бухарова, Н.А. Якушков, П.И. Матвеев, Т.И. Замятин, М.И. Семилетова, М.А. Браташ, А.А. Пеньковская, З.И. Старовойтова, В.П. Миронов, М.А. Стручкова, Ю.Г. Шишкина, В.Г. Арбатская, Е.Р. Ильичевская, А.Н. Николаев, С.Н. Кычкин, П.Е. Ильин, И.А. Петров, В.П. Пермякова.
Статистики республики гордятся своим коллегой – активным участником Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза А.А. Мироновым, до войны работавшим инспектором государственной статистики в Вилюйском районе.
Органы государственной статистики с момента их образования в разные годы возглавляли: К.Н. Григорьев (1853-1856 гг.), Ф.Л. Швец (1920-1921 гг.), В.Д.Халдеев (1921-1923 гг.), А.М. Терентьев (1933-1936 гг.), И.И. Пежемский (1936-1938 гг.), С.Г. Шальнев (1941-1944 гг.), В.Г. Макаров (1944-1946 гг.), Г.А. Баширов (1946-1955 гг.), Ф.Д. Никадимов (1955-1958 гг., 1960-1963гг.), А.И. Буслаев (1958-1960 гг.), И.Н. Алексеев (1963-1967 гг.), Н.Н. Мярин (1967-1971 гг.), А.Т. Корнилова (1972-1984 гг.), С.Е. Софронов (1984-1989 гг.), О.И. Алексеева (1989-1997 гг.), Т.А. Торговкина (1997-2014 гг.), Гаевая И.К. (2015-2024 гг.).
С 2024 года Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) возглавляет Константинова Вилена Афанасьевна.