Деятельность органов статистики в 1941-1945 гг. проходила в сложных условиях военного времени, вместе с тем ее экономическое значение для обороны страны не подвергались никакому сомнению. В своей повседневной практической работе руководство страны понимало необходимость статистических данных для принятия своевременных управленческих решений. Ведь без учета людских, продовольственных и стратегических ресурсов невозможно было наладить снабжение населения страны и армии товарами первой необходимости.
Уже в первые дни войны Правительство России поставило перед государственной статистикой задачу проводить переписи и представлять их итоги в течение нескольких дней. Как правило, на весь комплекс мероприятий и работ, связанных с подготовкой, проведением и представлением итогов переписей, устанавливали срок от 7 до 15 дней, редко до 1 месяца. Помимо проведения срочных переписей, в части текущей статистики, основной упор был сделан на естественное движение и миграцию населения, учет скота, посевные площади, урожайность сельскохозяйственных культур, выполнение госпоставок и госзакупок зерна, мяса, молока, масла, картофеля, кожсырья, пушнины и т.д.
С учетом этого, со стороны руководства Статистического управления Якутской АССР, большое значение придавалось качеству и достоверности отчетных данных.
Поставленная задача достигалась в первую очередь путем повышения квалификации районных, городских и участковых инспекторов ЦСУ и улучшения учета в период военного времени. Для них организовывались недельные кустовые инструктивные совещания, а также курсы переподготовки райинспекторов, продолжительностью полтора месяца.
Повышение же квалификации сотрудников головной организации достигалось путем проведения занятий технического минимума, где преподавателями были начальники секторов и групп, а слушателями сотрудники соответствующих структурных подразделений. Согласно расписанию занятия проводились 2 раза в неделю по 2 часа в день с 8 до 10 утра.
Проводилась активная работа с предприятиями и организациями по своевременному представлению отчетности в адрес статистического органа республики, при этом в письмах, носивших инструктивный характер, всегда отмечалось «…отсутствие бланок отчета не освобождает вас от представления отчета.».
Качество отчетности достигалось и путем проверок достоверности отчетных данных. Любое несоблюдение инструкции, искажение отчетных данных, отклонение статистических данных от фактического состояния дел, расценивалось как очковтирательство, безответственное отношение к служебным обязанностям, игнорирование указаний вышестоящей организации и очень строго наказывалось, вплоть до снятия с работы и даже привлечению к судебной ответственности.
Жесткая дисциплина чувствовалась буквально во всем. Наказания следовали не только за недостоверность отчетных данных или несвоевременное представление отчетности, но и за опоздания на работу, за опоздания на производственные совещания, и даже за разговоры, не связанные с работой.
Существовала практика присуждения оценок райинспектурам по срокам и качеству представленных отчетов: (в срок, досрочно, с опозданием) и (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Статистическое управление РСФСР аналогично оценивало работу Статистических управлений областей, краев, АССР.
Несмотря на огромную нагрузку в условиях военного времени, со стороны руководства Статистического управления большое значение придавалось делопроизводству и упорядочению архивных материалов. Специальными приказами начальники секторов и руководители групп обязывались «…немедленно приступить к наведению порядка в архивных материалах…», при этом на проведение указанной работы отводилось всего 10 дней, а поставленная цель достигалась путем работы в вечерние часы: с 8 часов вечера до 10 часов вечера, вплоть до ее окончания.
Во все времена деятельность органов статистики требовала от всех работников строгого соблюдения конфиденциальности статистических данных, работа в условиях военного времени это требование только усилило. Так аппарату статистического органа запрещалась выдача всякого рода статистических справок, каким бы то ни было ведомствам и организациям, а также внутри аппарата, без соответствующего на то разрешения руководителя. Также запрещалась передача по телефону разрешенных руководителем к выдаче статистических справок. При этом отмечалось, что к виновным будут приниматься самые суровые меры административного взыскания.
Вместе с тем к работникам, добросовестно относившимся к своим служебным обязанностям, применялись меры морального и даже материального поощрения: награждение Почетной грамотой, объявление благодарности с занесением в личное дело, денежная премия женщинам по случаю празднования Международного дня 8 марта, благодарность с занесением в личное дело к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Существовало движение «Социалистическое соревнование», итоги которого подводились ежемесячно. Победителям присваивалось звание «Ударник».
В связи с окончанием Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. руководство страны и Статистического управления РСФСР, руководство Якутской АССР высоко оценили самоотверженный труд статистиков, наградив многих из них медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», нагрудным значком «Отличник Социалистического учета». Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Якутской АССР.
Деятельности якутских статистиков в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) посвящена специальная глава в новом издании Саха(Якутия)стата «Книга памяти. Помним…Гордимся… Славим…», подготовленном к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это всего лишь небольшой штрих в летописи того тяжелого и сложного времени, который отражает вклад якутских статистиков в дело Великой Победы.
Комментарии пока отсутствуют.